Коррекция миофункциональных нарушений
Тренировка мышц артикуляционного аппарата с помощью специальных приспособлений — трейнеров и пластинок
С каждым годом фиксируется все больше речевых расстройств у детей и подростков по всему миру. Речевые нарушения у детей диагностируются после 3-х лет. Отклонения начинают проявляться в период сформированного прикуса и связаны, в большинстве случаев, с врожденными или приобретенными дефектами органов речи.
Язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твердое нёбо – это основные органы артикуляции. Благодаря языку, наиболее подвижному органу артикуляции, который способен занимать различные положения в ротовой полости, приближаясь или смыкаясь с другими органами артикуляции, образуются звуки, и речь становится членораздельной. Любые, даже незначительные дефекты в строении челюстей, зубов, языка, его недостаточная подвижность, — все это затрудняет артикуляцию, речь становится неразборчивой, непонятной для окружающих.
Вредные привычки, которые нарушают естественное развитие челюстно-лицевой области, способствуют появлению зубочелюстных аномалий и, как следствие, речевых нарушений:
- сосание пальцев, языка, различных предметов;
- прикусывание губ и щек;
- привычка к ротовому дыханию;
- прокладывание языка между зубами при глотании и речи;
- неправильная речевая артикуляция;
- неправильные позотонические рефлексы — нарушение осанки, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.
Зубы верхней и нижней челюстей находятся в определенных соотношениях между собой (относительно друг друга) — т. е. сформирован определенный прикус.
Под правильным прикусом понимают такое положение челюстей, при котором верхние зубы слегка перекрывают нижние. При нарушении такого взаимоотношения развивается патология прикуса.
Почему появляется неправильный прикус у ребенка?
Причины могут быть разными, как генетическими, так и приобретенными.
К наиболее распространенным причинам нарушения прикуса относятся:
- Генетическая предрасположенность.
- Искусственное вскармливание.
- Недостаток твердой пищи.
- Неправильная осанка.
- Нарушение сроков прорезывания и смены зубов.
- Вредные привычки, вроде сосания пальца или других предметов.
- Длительное сосание соски.
- Аденоиды и другие ЛОР-заболевания, из-за которых у ребенка заложен нос, а рот постоянно открыт. В этом случае нарушается правильное формирование костей лица и челюстей.
Большинство из этих причин аномального прикуса, за исключением генетической предрасположенности, можно скорректировать.
Миофункциональные нарушения (МФН) —
это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).
Что такое «миофункциональная коррекция»?
Это система тренировки мышц (мио — означает «мышца») артикуляционного аппарата с помощью специальных приспособлений — трейнеров и пластинок.
Специальные ортодонтические тренажеры — миофункциональные трейнеры и пластинки — помогают устранить причины формирования неправильного прикуса, зубочелюстных аномалий, нарушений дыхания и глотания. Использование трейнеров возможно уже в дошкольном возрасте. Они не вызывают дискомфорта и болевых ощущений.
Трейнер — это силиконовая пластина в форме идеальной зубной дуги.
Его надевают на ночь и всего на час в дневное время. Эластичный материал, из которого изготовлен трейнер, абсолютно нейтрален к тканям полости рта, не вызывает раздражения слизистой, не приобретает неприятного запаха и не меняет цвет в процессе использования.
Как работает миофункциональный трейнер?
Он воздействует на мышцы челюсти, расслабляя их; таким образом, снижается давление на зубы. При его использовании мышцы «учатся» правильно распределять жевательную нагрузку и удерживать челюсть в нормальном положении.
У ребенка вырабатывается правильное положение языка в покое и при глотании, устраняются нарушения произношения шипящих и свистящих звуков. Ребенок избавляется от вредных привычек, приводящих к нарушениям работы зубочелюстной системы.
Немаловажно, что использование трейнера позволяет улучшить овал лица, сделать его черты более правильными и гармоничными.
Кто подбирает миофункциональные трейнеры и пластинки?
Это делает миофункциональный терапевт. Он же сопровождает вашего ребенка на протяжении всего срока коррекции — обучает упражнениям, показывает и рассказывает, как носить трейнеры и пластинки, контролирует динамику.
Миофункциональным терапевтом может быть и логопед, прошедший специальное обучение. В ряде случаев требуется консультация детского ортодонта или ЛОР-врача.
Миофункциональные аппараты рассчитаны на детей от 2х лет. Ждать не только не надо, но и не стоит – любую проблему легче решить, когда она только-только начала проявляться.
Устройства для коррекции МФН
Пластинка STOPPI (СТОППИ)
Начиная с 2-х летнего возраста, применяется для безболезненного отвыкания ребенка от вредных привычек и профилактики нарушений звукопроизношения.
Вестибулярная пластина MUPPY с козырьком
Пластинка с козырьком:
• корректирует неправильную функцию языка;
• устраняет вредную привычку дышать ртом;
• нормализует смыкание губ;
• укрепляет круговую мышцу рта;
• способствует нормализации взаиморасположения челюстей;
• помогает миофункциональной тренировке.
Пластинка выпускается в двух модификациях – мягкая силиконовая и жесткая пластиковая.
Вестибулярная пластина MUPPY с заслонкой
Пластинка с заслонкой:
• корректирует неправильную функцию языка;
• устраняет вредную привычку дышать ртом;
• способствует приведению открытого прикуса к норме;
• нормализует смыкание губ;
• укрепляет круговую мышцу рта;
• помогает миофункциональной тренировке;
• способствует предотвращению прокладывания языка между зубами (при межзубном; сигматизме).
Используются как индивидуальный постановочный или массажный зонды и позволяют сформировать правильный артикуляционный уклад.
Вестибулярная пластина MUPPY с бусинкой
Классическая пластинка с бусинкой рекомендована при лечении:
• дизартрии, обусловленной недостаточностью иннервации речевого
• повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата;
• функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным
подъемом мягкого неба;
• врожденной ринолалии, после проведенной операции по устранению расщелины неба. Пластина с бусинкой будет способствовать тренировке вялых мышц и тканей полости рта;
• заикания — одного из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, обусловленного судорожным напряжением мышц речевого аппарата.
Пластинка рекомендована при:
✓ вялом кончике языка (при стертой форме дизартрии);
✓ различных формах сигматизма (межзубный, призубный, шипящий);
✓ ламбдацизме (губно-губном, губно-зубном);
✓ ротацизме
Регулярное применение позволяет не только восполнить недостающую нагрузку на оральную мускулатуру, но и выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, научить ребенка правильно дышать, а также устранить межзубный сигматизм, который часто встречается
у детей, длительно находившихся на искусственном вскармливании.
Какой эффект дает применение тейнеров и вестибулярных пластин?
Использование вестибулярных пластин и трейнеров в процессе речевой коррекции:
• повышают эффективность упражнений и сокращают сроки
постановки, автоматизации и дифференциации звуков;
• активизируют работу всей системы артикуляционных мышц;
• формируют правильное верхнее положение языка;
• улучшают интонационно-выразительную сторону речи.
Одновременно в процессе работы у детей:
• формируется правильный прикус;
• нормализуется носовое дыхание;
• устраняются вредные миопривычки;
• стабилизируется психоэмоциональное состояние;
• укрепляется общее здоровье.